В XV- XVIII вв. соседями пятигорских адыгов (кабардинцев) были абазины-тапанта и ногайцы. Однако основным населением Пятигорья вплоть до начала 19 века являлись именно кабардинцы. В Записке, составленной в Коллегии иностранных дел, о действиях корпуса генерала де Медема против непокорных кабардинских князей и закубанцев в период войны с Турцией от 11.
08.1769, отмечено: «Бештовые горы состоят во владениях кабардинских черкесов». Территория региона, наряду с частью Верхнего Прикубанья, являлась западной частью Большой Кабарды. В кабардинских преданиях и легендах наибольшая вершина Пятигорья - гора Бештау (по-адыгски 1уащхьитху или более позднее Бещто) - выступает как главная гора, известная кабардинцам. С ней связано предание о гибели нарта Сосруко и князя Лавристана. Памятники старокабардинской археологической культуры в районе Пятигорья представлены многочисленными курганными группами в верховьях Кумы и в долине Подкумка. Сочетание курганного и бескурганного обряда, вер
В XV- XVIII вв. соседями пятигорских адыгов (кабардинцев) были абазины-тапанта и ногайцы. Однако основным населением Пятигорья вплоть до начала 19 века являлись именно кабардинцы.
В Записке, составленной в Коллегии иностранных дел, о действиях корпуса генерала де Медема против непокорных кабардинских князей и закубанцев в период войны с Турцией от 11.08.1769, отмечено:
«Бештовые горы состоят во владениях кабардинских черкесов».
Территория региона, наряду с частью Верхнего Прикубанья, являлась западной частью Большой Кабарды. В кабардинских преданиях и легендах наибольшая вершина Пятигорья - гора Бештау (по-адыгски 1уащхьитху или более позднее Бещто) - выступает как главная гора, известная кабардинцам. С ней связано предание о гибели нарта Сосруко и князя Лавристана. Памятники старокабардинской археологической культуры в районе Пятигорья представлены многочисленными курганными группами в верховьях Кумы и в долине Подкумка.
Сочетание курганного и бескурганного обряда, вероятно, связано со сложным (адыго-абазинским) этническим составом населения Пятигорья.
Бескурганный обряд в ряде случаев, возможно, отражает поздний этап функционирования старокабардинских некрополей и постепенный переход местного населения к исламским ритуальным традициям.
Путешественник С. Паллас, посетивший этот район в конце XVIII, пишет:
«Дорога простиралась на юг вдоль берега Подкумка у подножия гор. Здесь мы видели несколько могил абазин и черкесов на возвышенностях вдоль долины: все они были из камня, сложенного в виде полого куба, и все они имели на каждом из углов широкие столбы, увенчанные изображением человеческой головы».
Л. Лавров опубликовал рисунки двух мавзолеев, зафиксированных в 1820-х архитектором Джузеппе Бернардацци. Они находились ранее в долине Подкумка между современными Ессентуками и Кисловодском, и аналогичны адыгским и абазинским надмогильным памятникам, описанным С. Палласом. Судя по арабским надписям здесь были погребены Анзор Машуков (1742-1743) и Исмаил Ашабов (1797-1798).
Свежие комментарии